Принято считать, что любое значимое мероприятие должно иметь очень долгую историю. Может и так, но к Идитароду (Iditarod Trail Sled Dog Race) это не относится. Первая гонка состоялась сравнительно недавно, в 1973 году, но юный возраст с лихвой компенсируется героическим бэкграундом и высоким профессионализмом первых ее организаторов, которые, что характерно, не преследовали каких-то прагматических задач по обогащению, у них была лишь уверенность в том, что гонка на собачьих упряжках — это очень интересное и нужное дело по возрождению исконных традиций Аляски. Только сегодня, спустя без малого пять десятилетий, оказалось, что гонки подобные Идитароду могут не только радовать людей своей зрелищностью, но и способствовать возрождению активной жизни целого региона с неблагоприятным климатом. Напомним, что Аляска располагается в широтах севернее нашего Мурманска и простирается к северу на 3600 км. Самая низкая температура здесь была зафиксирована в Проспект-Крике (Центральная Аляска) в январе 1971 года, когда столбик термометра опустился до отметки — 62°С. Неудивительно, что снег в этих краях лежит с октября по май. Впрочем, последнее обстоятельство, и не только оно, как раз способствует проведению гонок.
В 1967 году все жители Аляски, и прежде всего, конечно, коренное население, праздновали 100-летие перехода земли под юрисдикцию США. Организатор торжеств историк Дороти Пейдж вспомнила о славном прошлом Аляски и включила в программу юбилея гонки на собачьих упряжках в долине Саситна к северу от Анкориджа. В состязаниях на спринтерской дистанции 14 км победил Исаак Оклесик, уроженец города Теллер, и ему был вручен денежный приз (призовой фонд первой гонки составлял 25.000 долларов), также он получил земельный участок от организатора гонок Джо Редингтона. Примерно в таком же спринтерском формате — 43 км — прошли гонки в 1969 году. Вновь к теме гонок, но уже на большой дистанции, вернулись в 1972 году. Предполагалось, что машеры (погонщики собачьих упряжек, от англ. musher) пробегут от Анкориджа до города Нома и таким образом воспроизведут в значительной части маршрут знаменитой спасательной операции 1925 года.
Спасательная операция 1925 года
21 января 1925 года доктор Велч (Dr. Welch) из Нома диагностировал дифтерию у нескольких детей и сразу отправил телеграмму в Анкоридж — единственный город на Аляске, где хранился запас вакцины. Проблема состояла в том, что не было возможности быстрой переброски лекарств в Ном. В наличии находилось только два самолета, но оба были в разобранном виде на зимнем техобслуживании. Губернатор Скотт Боне принял решение прибегнуть к помощи машеров и, кроме того, задействовал Северную Коммерческую Компанию, Армейский корпус и заказал дополнительную партию вакцины в Сиэтле. Американцы не зря полагают, что в любом деле можно достичь успеха, если оно (дело) правильно организовано.
Рассматривалось несколько планов операции. Остановились на варианте, при котором вакцину доставят по железной дороге до Ненана, затем на собачьих упряжках по Юкону в направлении Нома, где на полпути их встретят машеры Нома. В Анкоридже доктор Биисон тщательно упаковал ампулы в цилиндры, обернув их мягкой материей. 26 января кондуктор Френк Найт принял посылку. В 11 вечера на следующий день поезд прибыл в Ненана и Френк передал посылку первому машеру — Вильяму Шеннону по кличке «Дикий Билл». Шеннон проделал 83 км до Толована, где его сменил Дэн Грин. Грин, преодолев 51 км до Менли, передал вакцину Фолгеру. Фолгер проехал 45 км до Фиш-озера. Далее эстафету принял Сэм Джозеф и следущие 42 км до Танана были его. Титус Николи затем проехал 54 км до Калландс и Дейв Корнинг — 38 км до 9-й мили. Эдгар Калландс от 9-й мили пробежал 48 км до Кокринеса, Харри Питка еще 48 км до Руби. Далее 400 км до Шактулика преодолели Билли Маккарти, Виски Крик, Эдгар Нолнер, Джордж Нолнер, Чарли Эванс, Томми Патси, Джеккру, Виктор Анагик, Майлс Гонагнан.
Здесь посылку встретил Генри Иванов, которого вскоре перехватил Леонард Сеппала и направился в Головин. Ему достался самый трудный участок пути, к тому же он попал в сильный шторм и был вынужден идти в полной темноте. В общей сложности он прошел 416 км. В Головине его ждал Чарли Олсон, который передал вакцину Гунару Каасену в Блуффе. Каасен проехал оставшиеся 85 км до Нома. Вожаком у Каасена был Болто, памятник которому установлен в центральном парке Нью-Йорка, но Сеппала всю жизнь переживал, что вожака его упряжки Того (несмотря на то, что Болто тоже принадлежал Сеппале) недооценили должным образом. Как никак, но 416 км — это не шутка. Эпидемию дифтерии удалось победить к началу февраля. (К слову сказать, интересно, а как бы обстояло дело тогда в Номе, не будь Аляска продана Америке в 1867 году Александром II?..)
Тем не менее именно тогда, в конце 1920-х годов стало очевидно, что на смену нартам приходит новый вид транспорта — самолет, а машеров заменят пилоты. Спустя небольшое время самолеты на Аляске стали так же обычны, как в Подмосковье пригородные электрички. В этом можно убедиться, если посмотреть на карту: даже поселки в несколько домов на Аляске имеют собственные взлетно-посадочные полосы.
Окончательный удар по делу машеров нанесли так называемые «железные собаки» — снегоходы, которые появились здесь в начале 1960-х годов.
Наше время
Вернемся в 1972 год. Неожиданно гонки привлекли внимание военных, но не стоит видеть здесь хвост звездно-полосатого милитаризма. Участие армии объяснялось просто. В это время на Аляске проходил службу полковник ВВС Норман Воугхан — страстный любитель собак и путешествий. В далеком 1928-м он участвовал в антарктической экспедиции адмирала Бирда, а затем, уже в годы Второй мировой войны использовал собачьи упряжки в спасательных операциях. Узнав о проекте, он не мог остаться в стороне и внес собственное предложение, вызвавшее у организаторов легкую панику. Машеры действительно должны бежать из Анкориджа, но не тысячу миль, а тысяча-плюс. Плюс означал дополнительный отрезок пути от Айдитарода до Нома. Таким образом получалось воспроизведение легендарной эстафеты 1925 года. По заверениям организаторов гонки они сами не очень-то верили в успех подобной затеи, но вынуждены были согласиться, так как военные брали на себя все заботы по подготовке трассы, а это без малого 2000 км по абсолютно диким и необитаемым районам. Армия выделяла людей, которые на снегоходах проложили трассу и, кроме того, страховали участников на случай непредвиденных обстоятельств.
Организацией гонки вновь занимались опытные Дороти Пейдж и Джо Редингтон. Хлопоты по снабжению провиантом взял на себя кеннел-клуб Нома — старейший клуб Аляски, основанный в 1907 году. Несмотря на неминуемые трудности, уже первая гонка 1973 года собрала большое количество участников — 34 экипажа — и не только с Аляски, но и из других стран. Как и ожидалось, далось арктическое сафари неимоверными усилиями организаторов и самих машеров. Никогда до этого ничего подобного в мире не происходило. На это указывает и время прохождения трассы первыми участниками: около трех недель. Тем не менее 22 машера успешно прошли всю дистанцию и финишировали в Номе. Победителем стал Дик Вильмарт.
Идитарод сегодня
Символический старт современного Идитарода, начиная с 1983 года происходит в начале марта в самом центре Анкориджа на пересечени 4-й улицы и улицы «Д». Обычно это около 60 хорошо подготовленных экипажей. Затем в сопровождении фанатов машеры пробегают около 15 км по улицам города. Право находиться рядом с упряжкой считается почетной привилегией и разыгрывается на телефонном аукционе еще осенью. Деньги победителей аукциона затем идут машерам, которые не смогли победить и нуждаются в средствах для оплаты дороги к дому. На следующий день, в воскресенье, машеры вновь собираются, но уже в городе Уасилла, в 64 км севернее Анкориджа, и следуют к озеру Кник. Здесь заканчивается привычный для американцев мир хайвеев-фривеев и происходит настоящий старт гонки.
Впереди гонщиков ждет полное приключений путешествие по Аляске. Им предстоит преодолеть две горных гряды, пройти по Юкону и далее по льду залива Norton Sound в Беринговом море. Предугадать, когда тот или иной машер пересечет финишную черту в Номе — невозможно еще и потому, что в гонке 2020-го года принимают участие 6 чемпионов предыдущих лет: Lance Mackey, Martin Buser, Jeff King, Mitch Seavey, Joar Leifseth Ulsom и Peter Kaiser.
Конечно, это непостижимая скорость для машеров начала века. Заметно изменился подход к гонкам, техническое оснащение, а самое главное — собаки. Сегодня вы вряд ли встретите упряжки с чистокровными сибирскими хасками или маламутами. Бегут метисы, в родословных которых чаще других пород, помимо хасок, фигурируют грейхаунды и легавые собаки. Как показала практика, получается невероятный коктейль скорости и выносливости.
Идитарод 2020 года, несомненно, останется в памяти людей благодаря новым рекордам. Но, пожалуй, главный итог гонки иной. Трудно представить себе, какими качествами должен обладать победитель Идитарода. Самый сильный, самый смелый, самый умный, самый выносливый, самый быстрый? Трудно сказать, но очевидно одно — на победу в такой гонке может претендовать только совершенно уникальная личность. Здесь случайных людей точно не бывает, их удаляет сама природа.
В 2020-м году на старт вышли 57 машеров, среди которых 45 ветеранов и 12 новичков. Большинство машеров из северных штатов США, но кроме них прибыли спортсмены из Канады, Дании и Норвегии. Больше всего машеров — 98 — было в 2008 году.
Каждый год маршрут гонки претерпевает изменения. Существует северный и южный вариант прохождения трассы, чтобы не было обид со стороны жителей Аляски. Для них Идитарод — долгожданный праздник. Но в любом случае тропа выходит на побережье Берингового моря в районе Белых гор, а затем следует финиш в Номе, где каждый, кто смог выдержать испытание — герой вне зависимости от того 1-й он или 61-й.
Удачный логотип Идитарода придуман в самом начале гонок художником Биллом Девинем: на белом фоне воющая собака в обводке красного цвета, которая обозначает маршрут гонки. У каждого машера своя тактика. У каждого — специальное меню для собак. У каждого своя стратегия: кто-то бежит ночью, кто-то днем. У каждого свое расписание тренировок и свои идеи, как заботиться о собаках и беречь их силы. По правилам гонки каждый машер должен иметь определенное количество поклажи: арктическую парку, спальный мешок, зимние ботинки, топор, запас еды для себя и собак, обувь на каждую собачью лапу.
В Идитароде есть имена, которые знает вся Аляска. Джо Редингтон известен, как «отец Идитарода». Рик Свенсен — единственный среди машеров, кто 20 раз участвовал в гонке, пять раз выходил ее победителем и всегда оставался в десятке лучших. Дик Макей обошел Свенсена на 1 секунду в 1978 году после двухнедельного противостояния. Норман Ваугхан участвовал в гонке четвертый раз в возрасте 88 лет.
В 2000 году в гонке принял участие наш соотечественник Фёдор Конюхов, что стало испытанием для спасательных служб Аляски. Потом Фёдор объяснял свое выступление (он пришел последним) не совсем удачным, так как ему всучили плохих собак, но это напоминает известную историю про одного танцора. Немного обидно за собак, так как они наравне со спасательными службами как могли выручали Фёдора.
В Идитароде содержится большое количество традиций и в том числе семейных. По этой причине не только дети, но теперь уже и внуки становятся участниками соревнований, образуя династии гонщиков. Изучая стартовые листы, можно заметить людей с одинаковыми фамилиями. Это не совпадения — для многих Идитарод стал семейным делом, и нередко сын соревнуется с отцом, брат с братом. В 2012 году самым молодым победителем стал Даллас Сивей, а в 2013 его отец вошел в историю гонок, став самым возрастным чемпионом в свои 53 года. Отец Митча (и дедушка Далласа) был бронзовым призером самого первого Идитарода в 1973 году. Среди других гонщиков-родственников — сестры-близнецы Анна и Кристи Берингтон, отец и сыновья Маккейс и другие.
- Существует несколько версий происхождение слова Идитарод (Iditarod), но в любом варианте этимология аборигенная. Самая ясная сформулирована журналистом Гордоном Фовлером в 1973 году. Он писал: «Идитарод означает — «прозрачная вода» и так индейцы племени Шагелук (Shageluk) называют одноименную реку«. По другой, более романтической версии, гонка названа в честь города-призрака. Идитарод — город, стоявший на берегу одноименной реки, возник в начале ХХ-го века благодаря золотой лихорадке. Но как только золото закончилось, золотодобытчики покинули это место, и город исчез. Все, что от него осталось, это несколько бараков и старое банковское хранилище.
- В Идитароде самые большие призовые среди подобных гонок. Примерно $500 000 — призовой фонд, который распределяется между 20 финалистами, а остальные участники получают утешительные $1049.
- Каждый машер может стартовать максимум с 14 собаками и минимум с 12. На финише должно оставаться не менее 5 собак.
- Собаки должны быть утепленными как во время бега, так и на отдыхе.
- В гонке принимали участие 142 женщины.
- Машеры, конечно, главные действующие лица, но без волонтеров гонка была бы невозможна. Опыт некоторых волонтеров превышает 20 лет.
- Либби Ридлес — первая женщина, которая выиграла Идитарод в 1985 году.
- В 1995 году Даг Свингли преодолел путь до Нома за 9 дней, 2 часа, 42 минуты и стал первым машером-победителем не будучи жителем Аляски.
- Самый медленный результат 20 дней, 15 часов был получен Карлом Хантингтоном. Самый быстрый — Митчем Сивеем в 2017 году 8 дней три часа 40 минут и 13 секунд — против предыдущего рекорда Далласа Сивея 8 дней 11 часов 20 минут и 16 секунд.
- Самый ветеранистый машер Рик Свенсон — он пятикратный победитель и участник 35 гонок из 43.
- Существует юниорский Идитарод для подростков от 14 до 17 лет. Он проводится перед основной гонкой и ребятам нужно пройти нешуточные 240 км.
Ленс Маккей (Lance Mackey), 49 лет, родился и вырос на Аляске. Он основал свой питомник в Касилофе на Аляске в 1999 году и в 2001 году первый раз участвовал в Идитароде, заняв 36-е место. В 2002 году у него диагностировали рак горла и он два года провел в больницах. В 2004 году он вернулся в Идитарод, и прошел весь путь в компании со своим младшим братом. В 2005 году помимо Идитарода он участвовал в Юкон-Квесте (Yukon Quest). Он выигрывал Идитарод 4 раза — 2008, 2009, 2009 и 2010-м году. Также он становился победителем Юкон-Квеста в 2005, 2006, 2007 и 2008 году. Ленс говорит сегодня: «Моя гонка 2016 года была скучновата и не очень весела. Она закончилась в Галене, и с тех пор я уже не тот. Так что для меня гонки теперь — это развлечение, наслаждение контрольно-пропускными пунктами, людьми нашего штата, моими собаками, фанатами, спонсорами, друзьями и моей семьей«. Он получил бесплатный право на участие в Идитароде этого года. Его любимые хобби — автомобильные гонки Легенд, рыбалка, походы и быть папой. Он отец взрослой дочери Аланы, и у него с Дженн двое маленьких детей: Атигун и Лозен.
Рамей Смит (Ramey Smyth), 44 года, родился и вырос на Аляске. Он сын ветеранов Идитарода Бада Смита, который участвовал в первом Идитароде, и покойной Лолли Медли, участвовавшей во втором. Рамей участвовал в гонках Идитарод 27 раз, и 11 раз попадал в топ-10. Он дважды выигрывал юниорский Идитарод перед своим первым взрослым стартом в 1994 году. Он строит бревенчатые дома и управляет двумя компаниями в Willow. Он утверждает, что участие в Идитароде — это вызов, который бросаешь самому себе. Рамей со своей женой Беккой Мур тремя детьми управляет питомником Smyth Racing Team-Homestretch, который насчитывает 70 собак.
Питер Кайзер (Peter Kaiser), 32 года, родился и вырос на Аляске. «В нашей семье всегда были собаки, и я с детства интересовался гонками». Он шесть раз финишировал в топ-5, включая первое место в 2019 году. Питер говорит, что ему нравятся лодки, охота и рыбалка. Он и его жена Бетани родители двух маленьких детей.
Томас Ваернер (Thomas Waerner), 46 лет, родился в Англии и вырос в Норвегии. В 1991 году он переехал в Торпа, потому что это было идеальное место для занятий с собаками. Он начал ездить на собачьих упряжках в 1984 году. Был тренером Iditarod Rusher Legaard в 1990 году, а также Charlie Champagne и Roxy Wright в 1991 году. Участвовать в гонках на длинные дистанции Томас начал в 2003 году, а в 2015 году занял 17-е место и получил звание «новичка года». В прошлом сезоне его команда выиграла гонки Фемунд и Финнмарк. У Томаса и его жены Гуру большая семья, в которую входят Герман, Уильям, Альба, Альвар, Фрида. Томас управляет электрической компанией с 14 сотрудниками. Его хобби старые мощные машины — предпочитает Мустанги.
Митч Сивей (Mitch Seavey), 60 лет. Родился в Миннесоте и переехал с сеьей на Аляску в 1963 году. Побеждал в Идитароде в 2004, 2013 и 2017 годах. В 2017 году Сивей выиграл Идитарод в возрасте 57 лет и таким образом стал старейшим победителем. Его сын Даллас Сивей выигрывал Идитарод в 2012, 2014, 2015 и 2016 году; его победа в 2012 году сделала его самым молодым победителем в истории. Митч выиграл Идитарод 2004 года с рекордным результатом 9 дней, 12 часов, 20 минут и 22 секунды. Он также дважды выиграл большое количество гонок в родном штате. В 2008 году он выиграл историческую гонку «Вся Аляска» с невероятным временем в 74 часа, 14 минут и 37 секунд. В семье Сивея четверо сыновей и все они участвуют в гонках на собачьих упряжках. В 2015 году Митч и Даллас сделали дубль, заняв две верхние финишные позиции в гонке: Даллас финишировал первым, а Митч — вторым.
Аарон Бурмейстер (Aaron Burmeister), 44 года. Родился и вырос в Номе на Аляске. Окончил университет в Фэрбенксе и последние 26 лет работает строителем. «Я участвую в Идитароде 26 лет и всю жизнь занимаюсь собаками. Идитарод — это событие, которое объединяет штат, чтобы отпраздновать богатую историю собаководства и его роль в развитии путешествий по Аляске, от доставки почты до транспортировки золотодобытчиков. Ежегодно тысячи людей собираются вместе, чтобы помочь в устройстве этого великого события. Для меня большая честь быть на тропе, возможность увидеть старых товарищей». Аарон женат на Мэнди, и у них двое детей.
Фото из архива автора.