В современном мире есть события и События. Первые — проходят, и о них почти сразу забывают, другие сохраняются, но лишь немногие становятся знаковыми, События, которые обсуждают, События, которые известны в цивилизованном мире. Пожалуй, самый популярный вид автомобильного спорта — ралли, и среди многочисленных соревнований подобного рода наибольшую известность получил «Дакар». Знаменитые соревнования, о существовании которых знают даже люди, никогда не садившиеся за руль автомобиля.
Откуда такая популярность «Дакара»?
Первые раллийные соревнования состоялись во Франции в 1895 году по маршруту Париж-Бордо-Париж (1178 км). По другим данным, первые ралли состоялись в 1894 году между Парижем и Руаном. Победили машины «Пежо» / Peugeot и «Панар» / Panhard. Правда, тогда соревнования еще не знали, что они называются «ралли».
Термин «ралли» впервые прозвучал в 1907 году на гонках в Монте-Карло.
А в 1895 году победил Эмиль Левассор. Человек — легенда. Вместе с Рене Панаром он основал одну из первых автомобильных компаний и был участником всех соревнований на скорость. К несчастью для себя он оказался к тому же очень добрым человеком: в 1897 году попал в аварию, пытаясь объехать выбежавшую на дорогу собаку, и, спустя год, от полученных травм скончался. Собака осталась жива. А компания «Панар-Левассор» / Panhard et Levassor продолжала работать и выпускать (специалисты со мной согласятся) красивейшие автомобили.
Впрочем, бизнес есть бизнес, и в 1965 году компанию поглотил более мощный «Ситроен» / Citroën. Сохранилось армейское подразделение «Панар», которое и сегодня выполняет заказы министерства обороны Франции, изготавливая армейские вездеходы. Кстати, «Панар» стал первым автомобилем на территории России — в Одессе в 1891 году. Его приобрел журналист и издатель газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий.
В России первые ралли состоялись в августе 1909 года по маршруту Санкт-Петербург — Рига-Санкт-Петербург протяженностью 1177 км и о них, пожалуй, известно больше, чем о первых советских ралли, о которых достоверно известно лишь то, что они прошли в Ленинграде в 1955 году. Начиная с 1955 года отечественные гонщики стали регулярно принимать участие в международных соревнованиях и здесь заметную роль сыграли «Москвичи» 412-й модели. Хотя победы давались с трудом и связаны скорее не с техническим совершенством машин, а с волей, которую в избытке проявляли наши спортсмены.
Почему ралли вызывает такой интерес у публики и не только у специалистов? Без преувеличения — это небольшой краешек айсберга, за которым скрывается колоссальная работа лучших инженерных умов.
Автомобиль на ралли за сравнительно короткий период подвергается испытанию, сравнивому с его многолетней эксплуатацией в руках любителя. Естественно, оценивается надежность двигателя и трансмиссии, но, кроме того, инженеры выясняют, насколько комфортно себя чувствует водитель, преодолевая сотни километров по шоссейным дорогам и бездорожью. В самом деле, машина может обладать невероятной скоростью и надежностью, но что толку, если после часа езды вы становитесь похожим на выжатый лимон. По этой причине инженеры изучают раллийный опыт и постоянно вносят коррективы, совершенствуя автомобиль.
Какие авто стали лучшими
Список лучших раллийных автомобилей мог бы выглядеть следующим образом:
- Ford Focus RS WRC
- Ford Escort Mk.I RS
- Alpine-Renault A110
- Volvo PV444/544
- Porsche 911
- Citroen C4 WRC
- Lancia Stratos HF
- Peugeot 205
- Audi Quattro
- Lancia 037
- Subaru Impreza
- Mitsubishi Lancer
- Volkswagen Polo
- Škoda Fabia
Каждая машина из этого списка заслуживает отдельного рассмотрения. Отметим лишь, что многие модели (разумеется, не в спортивном исполнении) именно благодаря успешным выступлениям на ралли стали популярны у автолюбителей всего мира. В первую очередь это Subaru Impreza, Mitsubishi Lancer, Ford Focus, VW Polo и Škoda Fabia. Показательна история «Шкоды». Чешские инженеры постоянно вносили существенные изменения в конструкцию, затратив немало сил, чтобы машина стала заметна в раллийных испытаниях и, надо признать, добились своего. Сегодня Škoda Fabia фаворит многих соревнований…
Он придумал «Дакар»
Отрицательный результат не всегда является таковым. Все зависит от автора достижения, его психологии и характера. Таким образом, мы подошли к личности автора гонки Париж-Дакар Тьерри Сабину.
Все началось с опасного приключения в ливийской пустыне в 1977 году.
«У меня не было с собой компаса и часов. Я провел два дня и две ночи в пустыне, и на солнцепеке, и при полном отсутствии тени был близок к тому, чтобы потерять рассудок. За это время я понял, что моя жизнь по сути ничего не стоит, и пообещал себе, что если выберусь, то сделаю так, чтобы мое существование приобрело смысл»
Эти слова принадлежат Тьерри Сабину. Какова должна быть реакция нормального, здравомыслящего человека? «Я выжил и не иначе как Всевышний подает мне знаки, чтобы я был более осторожным». Это реакция обычного человека, но не Тьерри Сабина.
Тьерри Сабин родился в Париже в 1949 году, и поначалу ничего не предвещало, что он станет гонщиком, а затем и автором самого известного ралли-рейда. Получив диплом по маркетингу и рекламе, он забросил его в дальний угол стола и полностью ушел в гонки, в которых с переменным успехом участвовал до решающего приключения в Ливийской пустыне. Тогда Сабин выступал на Yamaha XT 500 и заблудился в песках. Шансы на спасение были близки к нулю. Лишь на третий день к полуживому спортсмену пришла помощь в лице местных жителей. Это было чудо, поскольку организатор гонок Жан-Клод Бертран запретил товарищам Сабина отправляться на его поиски со словами: «Сейчас я потерял одного идиота, но если отпущу вас, то завтра утром придется искать еще десятерых». К счастью, все обошлось, а Тьерри Сабин вспоминал, что решил тогда: «Если я пройду это испытание, то создам собственную гонку для своих друзей, в которой все будет по-моему».
Через несколько месяцев после возвращения на родину Тьерри Сабин вооружился формулой американского актера Стива Маккуина: «гонки — это жизнь, моменты до и после — всего лишь ожидание», и начал заниматься новым проектом, а 26 декабря 1978 года у подножия Эйфелевой башни стартовал первый «Дакар», гонка протяженностью 10 000 км по маршруту Париж — Алжир — Нигер — Мали — Буркина-Фасо — с финишем на Розовом озере в Дакаре. Из 182 заявленных участников (90 мотоциклов и 92 машины) до финиша 14 января 1979 года добрались 74. И это был отличный результат, если иметь в виду, что тогда не существовало ни мобильных телефонов, ни навигаторов, ни других средств связи. Следующий «Дакар» состоялся через год и тоже в январе.
В первом Дакаре не было деления на категории, все шли в общем зачёте и первые места завоевали мотоциклисты. Удивительное и символически верное совпадение заключалось в том, что первое место занял французский гонщик Сирил Неве на Yamaha XT500. На таком же мотоцикле Тьерри Сабин потерялся в песках в 1977 году. Среди автомобилей лучший результат показали: Ален Женестье, Жозеф Тербио и Жан Лемордан на Range Rover.
Но в 1986 году случилась беда — Тьерри Сабин погиб. К этому времени гонка стала очень популярна, все СМИ готовили обзоры мероприятия и, конечно, Тьерри Сабин мог бы находиться в полной безопасности, но это было не в его характере. Он всегда рисковал, рискнул и в тот раз. Он разбился в вертолете, который сопровождал гонщиков 14 января 1986 года. В какой-то момент пилот не справился с управлением. Вместе с Тьерри Сабином погибли журналисты Натали Одент, Жан-Поль Лефук, певец Даниэль Балавуан и пилот Франсуа-Ксавье Банью. Право на проведение гонки перешло к его отцу. После мучительных колебаний, взвешивания всех за и против, было принято непростое решение — продолжать гонку. По мнению близких, такое решение приветствовал бы и сам Тьерри.
В чём уникальность «Дакара»
Состав участников гонки — отдельная тема и в этом смысле она (гонка «Дакар») заметно отличается от других спортивных состязаний. Главное отличие заключается в том, что среди участников много любителей. Конечно, побеждают, как правило, профи, но регламент позволяет участие обычных любителей и таким образом привлекает много известных людей, готовых идти на риск: «Кто здесь не бывал, кто не рисковал — Тот сам себя не испытал,…» Вероятно, такими или похожими соображениями руководствовалсякнязь Монако Альбер II в 1985 году и сын «железной леди» Марк Тэтчер в 1982-м, приняв решение участвовать в ралли. Кстати, последний устроил жуткий переполох в Алжире, когда на три дня потерялся в пустыне.
Что же касается потомка Гримальди, то его не следует рассматривать как обычного любителя. Князь — пятикратный участник Олимпиад на бобслее и единственный монарх, который побывал на Северном полюсе.
Начиная с 1980 года участников разбили на 3 категории: мотоциклы, автомобили, грузовики. Сегодня рассматривается 5 категорий: к вышеперечисленным прибавились квадроциклы и мотовездеходы.
В 2009 году гонка из-за реальной угрозы террористических актов гонка была перенесена с территории Африки в Южную Америку.
Почему Саудовская Аравия?
В 2020 году гонка покинула Южную Америку. Новое место проведения — Саудовская Аравия. Январь. Идеальное время для этих мест: температура днем около +25°, ночью — около +16° по Цельсию.
Правда, случаются песчаные бури, которые сильно затрудняют навигацию. Старт — 5 января в городе Джидда, а финиш — 17 января в Аль-Киддие. Участники стартуют на побережье Красного моря. Общая длина дистанции — 7800 км.
Почему Саудовская Аравия? Чтобы ответить на этот вопрос нужно заглянуть в историю и матримониальные отношения арабских шейхов.
Дело в том, что в обозримом будущем согласно мусульманским верованиям истекает срок правления нынешней династии. Кроме того, назревает семейный катаклизм, связанный с тем, что нынешний правитель Саудовской Аравии король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд хочет передать власть сыну, а не старшему рода саудов, как того требуют семейные традиции и законы. В связи с этим большие надежды король возлагает на спорт и туризм, а известные гонки как нельзя лучше вписываются в этот план. Правда, о каком туризме можно говорить, если два крупнейших города — Мекка и Медина — закрыты для немусульман. Попробуйте представить себе, например, Париж, Барселону и Берлин городами — закрытыми для посещения нехристианами. Ха-ха!
Извечный вопрос — какие призовые получают победители? Например, известно, что призовой фонд теннисного турнира Australian Open составляет около 70 млн. долларов, а победители получают по 4 млн.. Расходы по сравнению с автомобильным спортом — мизерные: кроссовки, майка, ракетка, ну, и тренеры…
В ралли «Дакар» — ситуация с деньгами для гонщиков просто плачевная и чем-то напоминает собачьи выставки. Спортсмены полностью оплачивают свое участие, а призовые (в случае победы) не компенсируют всех расходов, а они немалые. Кроме вступительного взноса (за автомобиль — 3 100 евро, за каждого члена экипажа — 11 000 евро и т.д.), нужно оплатить работу механиков, техподдержку, кемпинг, бензин, покрышки, запчасти, а еще возможны дикие штрафы и т.д. и т.п. Например, обслуживание одного внедорожника обойдется минимум в 100 000 евро. Богатые, как сын премьер-министра, могут потратить около 400 000 евро. О грузовиках говорить страшно, тут расходы на каждую машину космические — около полутора миллионов евро.
Теперь о самом грустном — весь призовой фонд «Дакара» составляет около 60 000 евро, и эта сумма распределяется между всеми призерами во всех классах. Спортсмены с грустью говорят, что этих денег не хватает даже на оплату банкета по случаю победы. Таким образом, можно смело констатировать, что участие в ралли происходит ради славы и (или) ради того, чтобы на склоне лет было о чем вспомнить и рассказать внукам.
Стоимость регистрации в гонке от 14 800 евро (для «Мотоциклов») до 41 400 евро (для «Грузовиков»). Также предусмотрена система скидок и право на бесплатное участие лучшим пилотам, которые проявили себя на соревнованиях для молодых талантов «Road to Dakar». В 2019 году они проходили в Мексике и Марокко.
К гонкам допускаются серийные и модифицированные модели автотранспортных средств, определенного веса и объема двигателей.
Какие страны выигрывали чаще
Больше других выигрывали французские гонщики - 16 чемпионских титулов, у финнов - 13. При этом Финляндия лидирует по количеству чемпионов мира (6 гонщиков): Ватанен, Миккола, Салонен, Канккунен, Мякинен, Гронхольм. У Франции трое: Ориоль, Лёб, Ожье.
Лидеры в личном зачёте
Абсолютный лидер в личном зачёте - Себастьен Лёб — 9 чемпионских титулов, причём завоевал он их подряд в 2004—2012 годах. Шесть титулов у Себастьена Ожье, по четыре - у финнов Канккунена и Мякинена.
Первое место в личном зачете в категории «Грузовики» занимает Владимир Чагин – на его счету 7 побед. В 2011 году он покинул большой спорт и сейчас руководитель команды «Камаз-мастер».
Третье место в личном зачёте занимает Эдуард Николаев. Он трехкратный победитель гонки, в том числе в 2019 году.
Уникальная победа
Уникальное событие произошло в 2013 году. Автомобиль - дебютант Volkswagen Polo WRC выиграл как в личном, так и в заводском зачете.
Для более подробной информации см. Ралли «Дакар» в 2020 году.
Фото из архива Андрея Русова.
Супер. Прочитал с увлечением!
Постепенно развиваемся. 🙂 Заходите еще.